пятница, 15 мая 2015 г.

КИМ ЕГЭ по русскому языку 2015 для подготовки к контрольной работе

ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК 
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.
1
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная  информация, содержащаяся в тексте?
1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.
2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.
3) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.
4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.
                                                Ответ: ___________________________.
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
тех                           необычных
этих                           разных
некоторых
                                                  Ответ: ___________________________
3
 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
область , -и, мн. -и, -ей, ж.
1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.
Начальство из области (из областного центра; разг.).
3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.
Область вечнозеленых растений. Озерная область.
4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.
Боли в области печени. В грудной области.
5). перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область
науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В
области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в
области математики. Работать в области народного образования.
                                                   Ответ: ___________________________.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.  Выпишите это слово.
грАжданство                давнИшний
позвонИм                           жалюзИ
рвалА
                                                  Ответ: ___________________________.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.
Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день.
Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.
С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов. 
Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.
                                      Ответ: ___________________________.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ                                           ЛЯГТЕ на пол
В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут                         ИЗ ПОЛТОРА метров материи
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
                                                   Ответ: ___________________________.
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
          ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                           ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ
А)  Самый способнейший студент обучается                  1) нарушение связи между подлежащим и            
     на нашем факультете.                                                           сказуемым
Б) Одному из героев романа, ищущим смысл                2) смешение прямой и косвенной речи.
жизни, открывается путь к внутренней свободе.  
В) Читая статью, всегда делаются пометки.                   3) неправильное употребление падежной
                                                                                             формы существительного с предлогом
Г) Выставка-просмотр открыто  ежедневно.                 4) нельзя соединять формы сравнительной и
                                                                                                 превосходной степени, простые и составные                
                                                                                                 формы обеих степеней сравнения.
Д) Базаров говорит Аркадию, что твой                               5) нарушение в построении предложения с
     отец - человек  отставной                                                несогласованным  приложением
                                                                                             6) Неверное построение предложений с  
                                                                                                 деепричастным оборотом
                                                                                          7) нарушение в построении предложения с                  
                                                                                                 причастным   оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д





                Ответ
8
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
     опт..мизм                               ок…зался
      г..рящий                                          пр..чудливый
      пред..стеречь
                                                        Ответ: ___________________________
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..чудливый,   пр..красный                              
бе..конечный,   бе..донный                              
пр..бабушка,    пр..бежка
пре..почтение,  в..карабкаться
о..бросить,    о..дать
                                             Ответ: ___________________________
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
         находч..вый                              достра..вать
фасол..вый                                насмешл..вый.
наста..вать              
                                           Ответ: ___________________________
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
расскаж..шь                     обижа..шь
          успоко..нный                   омыва..мый
          откле..ваться                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
                                        Ответ: ___________________________
12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
                               Раскройте скобки и выпишите это слово.
Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное.
Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.
Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.
Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда  (не)разорял их.  
Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
                          Ответ: ___________________________.
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор,  пока ты сам не решишься на поступок.
Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел
познакомиться с интересными собеседниками.
Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.  
                                       Ответ: ___________________________.
         
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
                                         Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.
2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.
3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.
4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки
5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
                                         Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  
16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.
                                        Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований
в космосе.
                                      Ответ: ___________________________
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.
                              Ответ: ___________________________
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.
                                 Ответ: ___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
                                       Наедине с толпой
(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.
(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.
(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2014 в большом городе.
(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. …
(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По З. Паперному)
20
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Редкая поездка по столице обходится без метро.
  2. В общественном транспорте нужно уступать место женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам.
  3. В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени,
нет условий для демонстрации «хороших манер».
      4)   Как ведёт себя человек-2014 в большом городе.
      5)   Истинная воспитанность человека проявляется именно  в условиях многолюдства.
                             Ответ: ___________________________.
21
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–5 содержат описание.
2) В предложениях 24–26 содержится рассуждение.
3) Предложения 5–10 содержат повествование.
4) Предложения 14–20 содержат элементы описания.
5) В предложении 4 присутствует элемент описания.
                           Ответ: ___________________________.
22
Из предложений 14–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).
                          Ответ: ___________________________
23
Среди предложений 5–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер
                          Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
24
 «Для того, чтобы передать динамичность ситуации, автор использует (А) в предложениях 3,8,14,15 _________ . В заголовок вынесено такое средство выразительности, как (Б) ________. Усиливают эффект от прочитанного обращения автора к читателю, а также синтаксическое средство выразительности в предложении 25 (В) _________.  Чтобы лучше передать свои эмоции читателю и ассоциации от происходящего, писатель использует в предложении 20  (Г)____________
                                Список терминов:
1)
 развёрнутая метафора
2)
сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)  
3)
синтаксический параллелизм
4)
повтор согласных звуков (аллитерация)
5)
градация
6)
неполные предложения (парцелляция)
7)
сравнение
8)
риторический вопрос


Комментариев нет:

Отправить комментарий