ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
|
(1)В Арктике и Антарктике – полярных
областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно
покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда –
ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму
снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и
при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще
используют в лечебных целях.
|
1
|
В каком из приведенных ниже предложений верно
передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Ледники образуются в тех местах, где
накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и
Антарктике, а также высоко в горах.
2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно
покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных
целях.
3) Чистую воду можно получить только изо льда,
который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не
успевает растаять, то есть в полярных широтах.
4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах
находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при
таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей
планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.
Ответ: ___________________________.
2
|
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять
на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
тех
необычных
этих
разных
некоторых
Ответ: ___________________________
3
|
Прочитайте
фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором
это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
область , -и, мн. -и, -ей, ж.
1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.
1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.
Начальство из
области (из областного центра; разг.).
3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.
3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.
Область вечнозеленых растений. Озерная
область.
4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.
4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.
Боли в области печени.
В грудной области.
5). перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область
науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В
области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в
области математики. Работать в области народного образования.
5). перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область
науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В
области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в
области математики. Работать в области народного образования.
Ответ: ___________________________.
4
|
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
грАжданство
давнИшний
позвонИм
жалюзИ
рвалА
Ответ: ___________________________.
5
|
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово
правильно.
В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.
Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день.
Белоруссия, по мнению многих российских
политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.
С равнины тянуло горьким миндальным запахом
БОЛОТНЫХ цветов.
Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали
КОНСКИЙ топот и ржание.
Ответ:
___________________________.
6
|
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ
ЛЯГТЕ на пол
В ТЕЧЕНИЕ тридцати
пяти минут
ИЗ ПОЛТОРА метров
материи
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: ___________________________.
7
|
Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Самый способнейший студент
обучается 1)
нарушение связи между подлежащим и
на нашем
факультете.
сказуемым
Б) Одному из героев романа, ищущим смысл
2) смешение прямой и косвенной речи.
жизни, открывается путь к внутренней свободе.
В) Читая статью, всегда делаются пометки.
3) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.
4) нельзя соединять формы
сравнительной и
превосходной степени, простые и
составные
формы обеих степеней сравнения.
Д) Базаров говорит Аркадию, что твой
5) нарушение в
построении предложения с
отец - человек отставной
несогласованным приложением
6) Неверное построение предложений с
деепричастным оборотом
7) нарушение в построении предложения
с
причастным оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
|
|
|
|
|
Ответ
8
|
Определите слово, в котором пропущена безударная
проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную
букву.
опт..мизм
ок…зался
г..рящий
пр..чудливый
пред..стеречь
Ответ:
___________________________
9
|
Определите ряд, в котором в обоих словах в
приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..чудливый,
пр..красный
бе..конечный,
бе..донный
пр..бабушка, пр..бежка
пре..почтение, в..карабкаться
о..бросить, о..дать
Ответ: ___________________________
10
|
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
находч..вый
достра..вать
фасол..вый
насмешл..вый.
наста..вать
Ответ: ___________________________
11
|
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
расскаж..шь
обижа..шь
успоко..нный
омыва..мый
откле..ваться
Ответ: ___________________________
12
|
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это
слово.
Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что
Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное.
Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни
странно, водится.
Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание
на уколы совести.
Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда
(не)разорял их.
Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую
личность, а устоявшийся социальный тип.
Ответ: ___________________________.
13
|
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову
не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет
продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.
Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода,
ЗА(ТО) я успел
познакомиться с интересными собеседниками.
Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне
(НА)ВСТРЕЧУ.
Ответ: ___________________________.
14
|
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на
серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
Ответ: ___________________________.
15
|
Расставьте знаки препинания. Укажите номера
предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать
новый.
2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от
всей души пожелал ей счастья.
3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском
так и на английском.
4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной
музыки
5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Ответ: ___________________________.
16
|
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила
как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.
Ответ: ___________________________.
17
|
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается
от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3)
однако (4) требуется еще серия исследований
в космосе.
Ответ:
___________________________
18
|
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой
сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.
Ответ:
___________________________
19
|
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали
снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.
Ответ:
___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
|
Наедине с толпой
(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых
животрепещущих тем нашего времени.
(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.
(3)Наедине с толпой.
(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как
ведёт себя человек-2014 в большом городе.
(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие
тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно
настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение!
(9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и
она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было
проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками.
(12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта
соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как
не надо».
(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам
предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала
пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину
перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет
последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в
вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так
выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не
будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если
женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо,
наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные
опередить и зазевавшегося мужчину. …
(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.
(25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены
много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта,
тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется
истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не
безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к
окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более
внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По З. Паперному)
20
|
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
- Редкая поездка по столице обходится без метро.
- В общественном транспорте нужно уступать место женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам.
- В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени,
нет условий для демонстрации «хороших манер».
4) Как ведёт себя человек-2014 в
большом городе.
5) Истинная воспитанность человека
проявляется именно в условиях многолюдства.
Ответ:
___________________________.
21
|
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
1) Предложения 4–5
содержат описание.
2) В предложениях 24–26 содержится рассуждение.
3) Предложения 5–10 содержат повествование.
4) Предложения 14–20 содержат элементы описания.
5) В предложении 4 присутствует элемент
описания.
Ответ:
___________________________.
22
|
Из предложений 14–19 выпишите антонимы
(антонимическую пару).
Ответ: ___________________________
23
|
Среди предложений 5–12 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью указательного местоимения. Напишите номер
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой
буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с
приведёнными в бланке
|
24
|
«Для того, чтобы передать динамичность
ситуации, автор использует (А) в предложениях 3,8,14,15 _________ . В заголовок
вынесено такое средство выразительности, как (Б) ________. Усиливают эффект от
прочитанного обращения автора к читателю, а также синтаксическое средство
выразительности в предложении 25 (В) _________. Чтобы лучше передать свои
эмоции читателю и ассоциации от происходящего, писатель использует в
предложении 20 (Г)____________
Список терминов:
1)
|
развёрнутая метафора
|
2)
|
сочетание слов, противоположных по смыслу
(оксюморон)
|
3)
|
синтаксический параллелизм
|
4)
|
повтор согласных звуков (аллитерация)
|
5)
|
градация
|
6)
|
неполные предложения (парцелляция)
|
7)
|
сравнение
|
8)
|
риторический вопрос
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий