среда, 25 марта 2020 г.

Дистанционное обучение. Обособленные обстоятельства

Обособление обстоятельств
      Обособляются следующие виды обстоятельств:
      — обстоятельства, выраженные деепричастием с зависимыми словами (деепричастным оборотом), а также двумя или несколькими деепричастиями: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны (Л. Толстой); Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча (Пушкин);
      — обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, сохраняющим значение глагольности и выступающим в роли второстепенного сказуемого: Очнувшись, я не мог понять, что случилось;
      — обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря наНесмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть (Тургенев).
      Обособление синтаксических конструкций с предлогами благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, по причине и т. п. является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, распространенности, положения в предложении: К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Лермонтов).
      Не обособляются:
      — деепричастия, ставшие устойчивым выражением: бежать сломя голову; работать засучив рукава;
      — деепричастия с зависимыми словами, тесно связанные по смыслу с глаголом-сказуемым: Это упражнение делают стоя на носках;
      — одиночные деепричастия со значением наречия, указывающие на образ действия: Он шел не торопясь; Ленивый сидя спит, лежа работает.
      ЗАПОМНИТЕ: деепричастия и деепричастные обороты, соединенные союзом и, запятой не разделяются: Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус (Серафимович).
      Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются от предшествующего или следующего за ними союза иЧерез полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь.
Перепишите(скопируйте), расставляя недостающие знаки препинания. Деепричастия и деепричастные обороты выделите цветным шрифтом.
      1. Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2. Работая он старался заглушить свою тоску. 3. Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4. Не испортив дела мастером не станешь. 5. Уходя гасите свет. 6. Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.
 Спишите(скопируйте) предложения, выделяя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами зеленым цветом. Отметьте случаи, когда обстоятельства не обособляются красным цветом.
      1. Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша (Чехов). 2. Он говорил тихо глядя на нас узкими презрительными глазами (Паустовский). 3. По ту сторону шоссе местами близко подступая к дороге широко разбрелись перелески и кустарники (Быков). 4. Возвратясь он велел подавать карету и несмотря на усиленные просьбы остаться уехал после чаю (Пушкин). 5. Видно было, что он примчался сюда не переводя духа (Федин). 6. Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места пошел себе прямо по звездам наудалую (Тургенев). 7. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).

Употребление деепричастных оборотов
      Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Например: Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям (Пушкин).
      ЗАПОМНИТЕ:
      1) обязательным условием употребления деепричастного оборота является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;
      2) допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
      Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая (грамматическая) ошибка.
      Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:
      — если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
      Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
      Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.
      Или: Возвращаясь домой, я был застигнут дождем;
      — если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.
      Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.
      Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;
      — если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием.
      Неправильный вариант: Пролежав два года, документы наконец были востребованы.
      Исправленный вариант: Пролежавшие два года документы наконец были востребованы.

 Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения. Исправленные варианты присылайте на эл.почту.
      1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 4. Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается. 5. Пользуясь газовыми плитами, населению необходимо сначала убедиться в их исправности.





 Тестовые задания (ответы на почту)
1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов?      а) Переводя на другой язык стихотворение, следует быть очень внимательным.
      б) Выполняя задание, учащиеся обращались к справочной литературе.
      в) Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.
      г) Приехав в Москву, мне понравился второй день нашей экскурсии.
2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов?      а) Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.
      б) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
      в) Некоторые книги я могу читать, открывая их на любой странице.
      г) Путешествуя, я всегда веду дневник.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Рассматривая фотоснимки в альбоме,
      а) возникает ощущение, что ты побывал во всех этих местах.
      б) чувствуешь себя путешественником.
      в) привлекают прекрасные горные пейзажи.
      г) все кажется необычайно интересным.
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Проработав два года,
      а) мне нравится то, что я делаю.
      б) у меня сложились хорошие отношения с коллегами.
      в) я по-настоящему полюбил свое дело.
      г) мне предложили стать начальником отдела.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Используя предложения с деепричастным оборотом,
      а) у вас могут возникнуть трудности.
      б) помните, что существуют определенные правила их построения.
      в) это требует глубоких знаний.
      г) учитывается целый ряд грамматических факторов.
6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Придумав способ записи жестов,
      а) изменилась бы работа режиссера и актера.
      б) сохранились бы многие утраченные традиции.
      в) мы могли бы создать большой «словарь» жестов каждого народа.
      г) это помогло бы общаться людям разных национальностей.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Совершая затяжной прыжок с парашютом,
      а) учитывается скорость и направление ветра.
      б) руки и ноги расставляют и действуют ими, как рулями.
      в) это требует большого мужества.
      г) нашим спортсменом был поставлен мировой рекорд.
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.      Принимая подачу соперника,
      а) мяч не должен упасть на землю на вашей площадке.
      б) ваша задача — подхватить мяч и отбить его на «чужую» половину площадки.
      в) всегда труднее, чем самим подавать мяч на «чужую» площадку.
      г) учитывайте траекторию полета мяча.

Комментариев нет:

Отправить комментарий