Рабочая программа по русскому языку под ред.
Власенкова А.И.
10-11 классы. Базовый уровень
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по
русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не
просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой
соответствующих умений и навыков, а как
процесс речевого, речемыслительного,
духовного р а з в и т и я школьника. Владение
русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют
его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их
усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит
ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского
языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции
преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания
образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в
том, что на базовом уровне обучения
русскому языку решаются проблемы,
связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными
задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского
языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на
видах речевой деятельности и предполагающих
развитие речемыслительных способностей: коммуникативных(владение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационных (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия
для развития общекультурного
уровня старшеклассника, способного к
продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой
программы является принципиальная новизна подходов к реализации
преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный
подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих
сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы
положены актуальные в настоящее время
идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению
русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление
взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение
традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления
и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого
общения.
В
соответствии с вышеуказанными подходами
содержание представленной программы направлено на реализацию единства
процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных
умений, что предполагает не только усвоение
учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной
теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования
языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный
вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования,
отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в
неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура
учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура
публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования
русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их
соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари
русского языка и лингвистические справочники, их использование», «
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»,
«Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем,
предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с
оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков
диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом
применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью
данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени
обучения (10-11 классы) подростки
проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи
с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и
совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации. Предлагаемая рабочая
программа предусматривает углубление
и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях,
коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах
общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в
соответствии с условиями и задачами
общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и
художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными
стилями; это связано с практическими потребностями,
возникающими у учащихся в связи с обучением и
окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение
языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных
научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение
и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике;
дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой
грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о
коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка,
так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с
точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что
является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах
направлен на достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию
и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
·
освоение
знаний о русском языке как
многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и
ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
·
овладение
умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка
основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе
сводятся к следующему:
1 дать представление
о связи языка и
истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии
русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах
и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого
общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах использования;
3 развивать и
совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные
умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными
информационными источниками.
Основное содержание программы «Русский язык. Базовый
уровень».
10 класс
Общие сведения о
языке .
Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков
народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов.
Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разнорвидности, жаргон, арго).
Культура речи,
понятие о системе языка .
Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы русского литературного языка.
Понятие о системе языка, его уровнях и единицах,
взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений
опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней.
Разборы языковых единиц разных уровней.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
Роль орфоэпии в устном общении.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии
с его лексическим значением - важное условие речевого общения.
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного
русского быта; историзмы: фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Русские пословицы и поговорки.
Лексика, заимствованная русским языком из других языков,
особенности ее освоения.
Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда
нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Нарушения лексических норм, характерные для современной
речи.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования,
управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные
принципы написания.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование
сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными
членами, придаточными частями.
Синонимия грамматических форм и их стилистические и
смысловые возможности.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы
русской пунктуации.
Типичные речевые нарушения грамматических норм.
Нормативные словари современного русского языка и
справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических
трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование
нормативных словарей русского языка.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Культура речи.
Речевое общение
Язык и речь. Речь устная и письменная.
Текст и его место в системе языка и речи.
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и
неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Невербальные средства общения. (3 часа).
Культура речи.
Функциональные разновидности языка
Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности,
точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности,
выразительности речи.
Культура разговорной
речи.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно
диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Говорение. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу,
разговор, спор; рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях
повседневного обиходно-бытового общения.
Культура научной
(учебно-научной) речи
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность,
объективность изложения. Лексические. морфологические. синтаксические
особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат
взаимодействия национальных культур.
Разновидности научного стиля: учебно-научный,
научно-популярный. Их особенности.
Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура
текстов разных жанров.
Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного)
стиля.
Слушание (аудирование) научных и учебно-научных текстов.
Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической).
Развитие умений написания конспектов лекции.
Чтение. Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи.
Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий,
научно-популярной литературы.
Письмо. Написание доклада, реферата по учебно-научной
проблеме, теме.
Редактирование. Использование синонимических замен как один
из способов редактирования.
Информационная переработка научных и учебно-научных текстов.
Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.
Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи
в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.
Применение орфографических и пунктуационных норм при
создании и воспроизведении текстов научного стиля.
Повторение в конце
года
На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10
классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими,
орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного
(учебно-научного) стиля необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой
нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с
привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных
носителях).
Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного
произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных,
сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в
современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Типичные ошибки в произношении и ударении.
Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса
слов. Правила графического сокращения слов.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки
препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного
предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в
связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение
текста.
11 класс
Общие сведения о
языке
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и
культуры. Межкультурная коммуникация в современных условиях (особенности
русского речевого этикета, информационно-регуляторных текстов в сравнении с
родным языком учащегося или с изучаемым иностранным языком).
Публицистического стиля: сочетание экспрессивности и
стандарта, логичности и образности. эмоциональности. оценочности. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж,
интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.
Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов
массовой коммуникации. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор
темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Говорение. Совершенствование умений выступать публично в
ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения.
Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели,
особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.
Чтение. Изучающее чтение текстов массовой коммуникации
различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное
чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей
учащегося.
Письмо. Письменное изложение прослушанного текста
публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание
рецензии.
Культура
официально-деловой речи
Официально-деловой стиль, сферы его использования,
назначение.
Основные признаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и
их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров.
Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового
стиля.
Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме,
делового письма, объявления. Особенности составления делового письма,
объявления на электронном носителе (электронная почта).
Редактирование собственных текстов официально-делового
характера.
Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи
в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач.
Применение орфографических и пунктуационных норм при
создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля.
Язык художественной
литературы
Язык художественной литературы и его отличия от других
разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а
также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из
основных элементов художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Общее
представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами
русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности.
Индивидуально-авторский стиль писателя.
Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык
художественной литературы, поэтический язык.
Роль мастеров художественного слова в становлении развитии и
совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов.
Н.М.Шанский).
Анализ текста художественного произведения - прозаического,
стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной
формы).
Повторение
Материал для сопутствующего повторения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного
произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных,
сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в
современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Типичные ошибки в произношении и ударении.
Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса
слов. Правила графического сокращения слов.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки
препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложною
предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в
связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение
текста.
Требования
к подготовке по предмету
По окончании 11 класса
учащиеся должны:
знать/понимать
·
связь языка и истории, культуры русского и
других народов;
·
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
·
основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь;
·
орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
·
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
·
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать
устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
·
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
·
проводить лингвистический анализ текстов
различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
·
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
·
извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
говорение и письмо
·
создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
·
применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
·
соблюдать в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать нормы речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
·
использовать основные приемы информационной
переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной
и мировой культуры;
·
развития интеллектуальных и творческих
способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
·
увеличения словарного запаса; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
·
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
·
самообразования и активного участия в
производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения
осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в
связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений
и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к
действительности в соответствии с
коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку,
служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы
типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий
урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок
развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды
разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с
его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов,
конспекта);
- составление учащимися
авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание
анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью
окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов
типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и
пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения
языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с
точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды
разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический
анализ языковых явлений и текстов
различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды
чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное
и др;
-
аудирование;
-
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование
и т.д.
-
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого
общения;
- участие в
дискуссии;
- создание
письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с
различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной
литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в
электронном виде), конспектирование.
Описание используемых педагогических технологий
На уроках повторения орфографии и пунктуации при обобщении
используются технологии интенсификации обучения на основе схемных и
знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова и
перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем С. Н.
Лысенковой.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая,
В. Д. Шадриков) используется в реферировании, докладировании, редактировании и
других видах деятельности учащихся.
Групповые технологии используются на уроках-практикумах, а
также при подготовке материалов к урокам
и создании презентаций.
Компьютерные технологии обучения являются неотъемлемой частью
уроков-лекций и уроков-семинаров.
Используемый учебно-методический
комплект:
1 Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.
2 Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. - М., «Просвещение»,2002.
Елена Валерьевна! Огромное спасибо за столь необходимый и полезный материал! Павлова М. И.
ОтветитьУдалить