пятница, 8 ноября 2013 г.

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку под ред. Власенкова А.И.
10-11 классы. Базовый уровень

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования  и авторской программы   по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
   Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. 
В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», « Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
·      воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·      дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
·      освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
·      овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·      применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.







Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень».
10 класс 

Общие сведения о языке .

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разнорвидности, жаргон, арго).

Культура речи, понятие о системе языка .

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Разборы языковых единиц разных уровней.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы: фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

Типичные речевые нарушения грамматических норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Культура речи. Речевое общение
Язык и речь. Речь устная и письменная.

Текст и его место в системе языка и речи.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения. (3 часа).

Культура речи. Функциональные разновидности языка
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Культура разговорной речи.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Говорение. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор; рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

Культура научной (учебно-научной) речи
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические. морфологические. синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.

Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.

Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

Слушание (аудирование) научных и учебно-научных текстов. Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Чтение. Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

Письмо. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме.

Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Повторение в конце года
На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного (учебно-научного) стиля необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

11 класс
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и культуры. Межкультурная коммуникация в современных условиях (особенности русского речевого этикета, информационно-регуляторных текстов в сравнении с родным языком учащегося или с изучаемым иностранным языком).

Публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности. эмоциональности. оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Говорение. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Чтение. Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

Письмо. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

Культура официально-деловой речи
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

Редактирование собственных текстов официально-делового характера.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля.

Язык художественной литературы
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Общее представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности.

Индивидуально-авторский стиль писателя.

Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Роль мастеров художественного слова в становлении развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов. Н.М.Шанский).

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

Повторение
Материал для сопутствующего повторения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложною предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.



Требования к подготовке по предмету

По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
·                связь языка и истории, культуры русского и других народов;
·                смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
·                основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·                орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
·                 учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
·                осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
·                анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
·                проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
·                использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
·                извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
·                создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
·                применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
·                соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
·                соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
·                использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·                осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·                развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
·                увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
·                совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·                самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.


Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.





Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.


Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
   составление плана текста;
   пересказ текста по плану;
   пересказ текста с использованием цитат;
   переложение текста;
   продолжение текста;
   составление тезисов;
    редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
 реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


                    Описание используемых педагогических технологий

На уроках повторения орфографии и пунктуации при обобщении используются технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова и перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем С. Н. Лысенковой.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В. Д. Шадриков) используется в реферировании, докладировании, редактировании и других видах деятельности учащихся.
Групповые технологии используются на уроках-практикумах, а также при  подготовке материалов к урокам и создании презентаций.
Компьютерные технологии обучения являются неотъемлемой частью уроков-лекций и уроков-семинаров.


Используемый учебно-методический комплект:

1  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.











1 комментарий:

  1. Елена Валерьевна! Огромное спасибо за столь необходимый и полезный материал! Павлова М. И.

    ОтветитьУдалить